ЭДВАРД МУНК «Крик»

ЭДВАРД МУНК «Крик»

91 х 73,5 см
Год создания: 1893 (с 1893 по 1910 год Мунк создал еще три цветных варианта картины, выполненные пастелью, карандашом и темперой, а также черно-белые литографии, часть которых раскрасил)
Находится в Национальной галерее в Осло

На самой известной картине норвежского художника изображено хорошо ему знакомое место — дорога вдоль холма Экеберг. Событие, воплощенное в красках, Мунк впервые упомянул в дневниковой записи от 22 января 1892 года: «Я прогуливался с двумя друзьями — солнце клонилось к закату. Меня охватила тоска. Вдруг небо стало кроваво-красным. Я остановился и, обессиленный, прислонился к перилам — кровь и языки пламени взметнулись над черно-синим фьордом и городом. Друзья продолжали свой путь, а я застыл на месте, дрожа от страха, и ощутил ужасающий бесконечный крик природы». Впечатление зафиксировано не по горячим следам. В архиве Мунка есть запись художника, что в первых картинах из цикла «Фриз жизни», в число которых входит созданный в 1893-м «Крик», отразились его воспоминания 1884 года.

Почему же Мунк сохранил в памяти закат девятилетней давности как нечто особенное, притом что красочные вечерние зори в Скандинавии не редкость? В 2003 году физик Рассел Дёшер и астрофизик Дональд Олсон нашли этому объяснение. В августе 1883 года в Индонезии произошло мощнейшее извержение вулкана Кракатау, погубившее более 36 тысяч человек. В верхние слои атмосферы были выброшены огромные массы вулканического пепла. Его частицы, рассеивающие солнечные лучи, стали причиной невероятно ярких закатов во все небо, которые в течение нескольких месяцев наблюдали жители разных стран. О необыкновенном явлении существуют сотни свидетельств в прессе и дневниках. С берега Темзы апокалиптические закаты писал английский художник Уильям Эскрофт, а автор газетной заметки из штата Пенсильвания увидел в небе полосы американского флага. Наблюдали подобное буйство красок по вечерам с ноября 1883 года по февраль 1884-го и в столице Норвегии, где в то время жил Мунк. Так страшное извержение вулкана Кракатау не только повлияло на состояние атмосферы, но и оставило заметный след в искусстве.

1 Лицо. На переднем плане Мунк изобразил себя, охваченного безотчетным страхом. Внешность персонажа лишена индивидуальных черт: лицо любого человека те же ощущения могут превратить в маску ужаса. Специалист по творчеству Мунка профессор Роберт Розенблюм утверждал, что жуткая голова, похожая на череп, — проекция впечатавшегося в память художника образа перуанской мумии с открытым ртом и прижатыми к голове руками. Эту мумию, в наши дни хранящуюся во французском Музее человека, Мунк мог видеть в 1889 году на выставке в Трокадеро в Париже.

KultKod-02-1-2.jpg

2 Руки. Ладони, прижатые к ушам, — повторяющийся мотив на картинах Мунка. Этот жест — попытка человека защититься от нарастающего ужаса, в данном случае от душераздирающего «крика природы».

KultKod-02-3.jpg

3 Волнообразный мазок. Специалист в области современного искусства Томас Мессер высказал гипотезу, что с помощью особой манеры письма Мунк хотел визуализировать ощущение звуковых волн.

KultKod-02-4.jpg

4 Люди. Тема одиночества усиливает трагизм картины. Два друга художника ушли вперед: они не разделяют ощущений главного героя, которые заставили его замереть на месте.

KultKod-02-5.jpg

5 Фьорд. С того места, где стоит персонаж, открывается вид на фьорд и центр норвежской столицы Кристиании (с 1924 года — Осло) с Королевским дворцом, привычный для Мунка ландшафт. В Кристиании художник вырос и подолгу жил.

KultKod-02-6.jpg

6 Тень. По мнению немецкого историка искусства Ульриха Бишоффа, тень для Мунка прежде всего символ памяти о прошлом и о смерти. Для художника это вещи, связанные между собой: в детстве он пережил смерть матери и старшей сестры от туберкулеза.

KultKod-02-7.jpg

7 Дорога. Уходящая за горизонт дорога как «путешествие в смерть» — один из навязчивых мотивов в творчестве художника. Что касается реальной дороги по краю холма Экеберг, то дальше по ней находились главная городская скотобойня и психиатрическая клиника, в которой в период работы Мунка над «Криком» лечилась его младшая сестра Лаура. Биограф Мунка Сью Придо полагает, что ощущение ужаса могло ассоциироваться у художника с этой дорогой, поскольку на месте, изображенном на картине, были хорошо слышны невыносимые крики животных и душевнобольных.

KultKod-02-8.jpg

8 Небо. Необычный закат мог ужасать Мунка не только из-за зрительных ассоциаций с потоками крови и пламенем пожара (за отблески которого это атмосферное явление принимали некоторые жители Кристиании). Ученые — современники художника уже связывали красочные закаты с чудовищным извержением индонезийского вулкана.

Художник — Эдвард Мунк

KultKod-01.jpg

View Comments (0) ...

There are no comments.

Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>