ЖЕНЩИНЫ В ЖИВОПИСИ. От древности до нашего времени I

ЖЕНЩИНЫ В ЖИВОПИСИ. От древности до нашего времени I

АНТИЧНОСТЬ

Женщины Египта были более свободны и независимы, чем женщины других стран – не только Древнего Мира, но и Европы: со средневековья до конца XIX века. Однако так называемое «равенство полов» в Древнем Египте отсутствовало — ибо согласно миропорядку, установленному Маат, жизненная сущность мужчин и женщин разная. Мужчины Египта преклонялись перед женщинами, восхищались ими, заботились о них. При этом, естественно, требуя от них внимания и уважения к себе. В традиционном изобразительном искусстве Египта женщин чаще всего представляли в образе любящей жены, держащей мужа за руку, или обнимающей его за плечо. Так как мужчины работали на свежем воздухе на полях или у реки, их кожа была тёмной, в то время как у женщин, занятых в закрытом от палящего солнца помещении — светлой. Согласно изобразительному искусству, египтянок обычно представляют хрупкими и изящными.

Критские женщины имели неестественно узкую талию, были невысокого роста и изящного телосложения. Лица они прятали в тени, от чего кожа была бледной, и на ее фоне — черные глаза и волосы. Женщины носили локоны, обрамлявшие шею, кудри, собранные на лбу, либо косы с вплетенными лентами. На головах критянки носили пышные шляпки (подобные шляпкам XIX века). Ноги часто были босые, но женщины высшего класса иногда одевали кожаные туфли с вышивкой.

Фрагмент спинки трона Тутанхамона

Роспись в Кносском дворце. Крит

 

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Ðåïðîäóêöèÿ

Ðåïðîäóêöèÿ

МАНЬЕРИЗМ

Художественный стиль в искусстве XVI века, появившийся на исходе Ренессанса и получивший название — маньеризм (от слова «maniera» — манера, стиль, способ исполнения). Сам стиль существовал с 1520-х годов, а некоторые исследователи уточняют — с 1527 года (завоевания Рима войсками Карла V) вплоть до конца века, когда возникло новое направление в искусстве — барокко. Другими словами, маньеризм является переходным периодом в развитии искусства между Ренессансом и барокко. Однако, за пределами Италии маньеризм продолжил свое существование несколько дольше, вплоть до первой трети XVII века.
Что касается стилистических особенностей маньеризма, среди которых: намеренное нарушение перспективы, экспрессия поз и мотивов движения, колористические и светотеневые диссонансы, искажение анатомических пропорций фигур — все это преследовало стремление не следовать природе, а опираться на вкусы и «особое видение» художника. Пластическая избыточность, граничащая с изощренностью, становилась самоцелью, в жертву красоте отдельной детали была отдана эстетическая целостность.

БАРОККО

Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения,сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен — истинные сокровища.

Барокко — стиль в европейском искусстве и архитектуре XVI—XVII веков. Название стиля совпадает с одноименным названием эпохи, пришедшей на смену Ренессансу. Барокко характеризируется усложнением художественной формы, больше внимания уделяется деталям, используются символы и аллегории. Часто реалистические сцены и персонажи изображены рядом с мифологическими. Картины очень эмоциональны,характерна яркость, игра цвета и теней, помпезность и изображение в преувеличенной манере. В отличие от искусства Возрождения, которое сохраняло дистанцию между произведением и зрителем, барокко стремилось потрясти душу.

Наиболее распространенная версия происхождения слова «барокко» отправляет нас к португальскому языку — La perola barroca — жемчужина неправильной формы. Несмотря на португальское происхождение слова«барокко», родиной стиля является Италия. В Риме зарождается так называемая величественная манера живописи, прославляющая католических святых, папу римского,аристократическую элиту. Популярным становится жанр парадного портрета,подчеркивающего статус человека в обществе. Правители на таких портретах часто изображены в окружении античных богов. Основные сюжеты живописи барокко — это мифология и религия. Нередко потолки зданий расписаны пышными облаками с парящими в них библейскими и мифическими персонажами.

Одним из самых знаменитых деятелей изобразительного искусства барокко является фламандский художник Пауль Рубенс. Его образы полны внутреннего движения и напряжения. Буйство красок, яркие, насыщенные тона и лучезарность создают цветовую симфонию.

РОКОКО

Рококо родилось во Франции XVIII столетия, хотя само название узаконит лишь следующий век, девятнадцатый.

Стиль получил имя от французского слова rocaille — ракушка или раковина. Издавна раковинами декорировали искусственные гроты и чаши фонтанов, позднее в оформлении интерьеров стали активно использоваться орнаменты, повторяющие витые, округлые очертания раковин. К XVIII веку интерес к ним только рос. Они усложнялись и переплетались, становились всё более изощренными и причудливыми. Такие орнаменты назывались рокайлями, а сам стиль, построенный на капризных гнутых линиях и нежнейших цветовых переливах, — соответственно, рококо.

Появление стиля рококо связано с «концом прекрасной эпохи» — эпохи Людовика XIV. Не случайно знаменитая «Лавка Жерсена» изображает, как портрет короля-Солнце снимают со стены и убирают в коробку.

Но было бы неправильным отождествить всё XVIII столетие только со стилем рококо. Этот век многообразен, как никакой другой из предшествующих. Видоизменяясь,в искусстве продолжают существовать страстное барокко и строгий классицизм. Зарождается сентиментализм. Прогрессивная критика в лице Дени Дидро даже пытается угадать зачатки реализма.

И всё-таки именно галантное, капризное, вычурное рококо становится для XVIII века знаковым. Недаром это «столетие париков, карет, менуэтов, треуголок» (Натан Эйдельман) еще называют «галантный век». Галантному веку — галантное искусство.

Философия рококо — неоэпикурейство. Только наслаждение составляет суть человеческой жизни. Идеальное времяпровождение — беззаботный флирт на лоне природы. Любовь и праздник становятся синонимами рококо.

Из парадных залов искусство плавно перемещается в будуар. Интерьеры рококо — уютные и комфортные. Именно во времена рококо появляются изысканные кушетки с мягкими спинками и кресла «кабриоль» с витыми ножками, обеспечивающие комфорт телу, шелковые шпалеры на стенах и небольшие изящные статуэтки, доставляющие наслаждение глазу.

Каприз и прихоть — «альфа и омега» рококо. Это касается как общего настроения, так и самих форм искусства. Импровизация заменяет дисциплину. Причудливая асимметрия побеждает классические равновесие и ясность.

Извивающиеся ветви деревьев, порхающая с легкостью мотылька красавица,её летящая по изогнутой рокайльной траектории туфелька, томные взгляды и обнажившиеся коленки. На картине Жана-Оноре Фрагонара «Качели» — квинтессенция образа жизни в стиле рококо.

View Comments (0) ...

There are no comments.

Leave a Reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>